Хайям написал (а может не он, говорят всего лишь пять рубаи - его, остальные - мистификация):
"Всё, что видишь ты - видимость только одна,
Только форма, а суть никому не видна.
Смысла этих картинок понять не пытайся,
Сядь спокойно в сторонке и выпей вина."

Следует напомнить, что дорогой наш Омар не был алкоголиком, он применял иносказания; в нашем случае вино - это истина, "прикоснись к истине, попробуй её понять" - вот смысл.

01 Vidimost 400

Начнём со зрения, ведь с его помощью человек получает более 90% информации об окружающем мире.

Глаз довольно сложный оптико-механико-химико-физический прибор.
А что происходит внутри него?
Фотоны, проделав довольно длинный путь по миру, прошмыгивают через линзу глаза (хрусталик) и попадают на сетчатку. И перестают существовать. Свою энергию они сообщают палочкам-колбочкам, что отвечают за регистрацию входящих сигналов. Приняв на себя энергию фотона они преобразуют её в электрический сигнал и передают в зрительный нерв.
Вы понимаете? Кусок волны видимого спектра переходит в электричество. Это первое преобразование информации.

Точнее, самое первое происходит при перевороте изображения вверх ногами через хрусталик. Вы же в курсе, что мы всё видим вверх ногами с рождения? Не сразу, но довольно быстро мозг приспосабливается к такому "австралийскому" видению и начинает компенсировать обратным переворотом. Но это неважно, хотя и занятно.

Всем известно, что цветовые рецепторы на сетчатке трёх видов: синие, красные и зелёные. Я говорю не об их собственном цвете, а об их способности воспринимать только чась видимого спектра. Если фотон с длиной волны, соответствующей красному цвету попадает на "синий" рецептор - ничего не происходит, фотон просто исчезает. Это тоже преобразование (потеря) информации.
Фотон фиолетового спектра воздействует и на красный, и на синий рецепторы, выходит, что информация удваивается, потом усредняется. Очередное преобразование информации.
Вот тут можно сделать любопытное наблюдение: вокруг нас нет цвета. Ни красного, ни оранжевого - только серый разных оттенков. Точне, с разной длиной волны. Цвет же возникает как результат обработки только в нашем глазу.

Ладно, сплошной субъективизм, но насколько он унифицирован? Прямо скажем, хреново. Я Вас уверяю, даже если смотреть на синий цвет втроём, можно придти ко мнению, что единого видения не существует: первый наблюдатель будет видеть примесь красного (скажет "чуть фиолетоватенький"), второй сообщит "бывает и посинее", третьему увидится примесь зелёного. Это я вам говорю как дизайнер в прошлом, сколько таких обсуждений было с заказчиками!
Да, зрительные рецепторы у разных людей откалиброваны приблизительно. И это дополнительное преобразование на базе несовершенства конструкции.
Самое время вспомнить дальтоников. Для них, например, и зелёный и красный цвета - одинаковы. Я знал человека именно с такой формой искажения цвета. Что не мешало ему водить автомобиль (красный вверху, зелёный внизу!) и быть художником.

Продолжаем: поток электронов несётся по зрительному нерву в зрительный центр мозга. Несложно догадаться, что некоторые электроны не доходят до него, просто в любой системе существуют потери, ну да ладно.
И что первым делом делает зрительный центр? Занимается сортировкой и отсеиванием лишнего, по его мнению. То есть именно в нём принимаются первые решения что достойно проходить дальше в мозг, а что нет. Специалисты поговаривают, что зрительный центр транслирует дальше по цепочке около 2% (!) получаемого им извне. Всего 2% из 90% исходных данных. Это самое колоссальное преобразование информации в системе.
Не забываем, что входящие в зрительный центр и исходящие из него данные не просто отфильтрованы, но и преобразованы, в противном случае зрительный центр не нужен.

Мозг наш, его аналитическая часть живёт на скудном пайке информации. И пытается из него выжать побольше. Но как? Правильно, отфильтровывая информацию на основе уже приобретённых паттернов. Видит, значит, система карандаш. Но пока ещё не осознав, что за ерунда перед ней, сравнивает объект с образцами из кладовки - о! Это ж карандаш! И ведь никакой гарантии, что запомнит - этот карандаш был жёлтым "Кохинуром" с ластиком. При попытке вспомнить о карандаше потом, память подсунет образ красного "Конструктора" без ластика. А человек, пользуясь такой подсказкой, станет рыть всё окружающее, но не находить красный "Конструктор". И, что ещё печальнее, не замечать жёлтый сиротливый "Кохинур" перед носом.
Потому как обратный процесс (вспоминание, передача образа в зрительный анализатор, а тот, в свою очередь начнёт сравнивать образец из памяти с объектами по ту сторону глаза) тоже идёт с искажениями информации.

Короче, песец. Видимость только одна, а не вИдение. Сплошные потери сигнала и неэффективность системы.

Сядь в сторонке и выпей вина. Можно не по Хайяму, а натурально, из горлА.